МАХМУД КАРТОЕВ: КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ ДЛЯ ИНГУШЕЙ — ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ РЕГИОНОВ
3 июня 2020 г.
Полномочного представителя республики Ингушетия в Костромской области Махмуда Картоева застать на одном месте непросто. До всего ему дело есть. То помочь кому-то надо, то рынок организовать. 4 июня 1992 года Верховный Совет России принял закон «Об образовании Ингушской республики». И благодаря именно таким людям, как Махмуд Махтиевич, этот далекий перспективный солнечный край максимально приближен к нашему региону.
— Махмуд Махтиевич, как отметили завершившийся праздник Курбан-Байрам?
— Скромно. В домашних условиях. В связи с обстановкой и землякам запретил отмечать масштабно. Никто никуда из ингушей не ходил. Друг друга поздравили по телефону и все. Но по работе приходится много ездить. Сейчас нахожусь в Островском районе. По вторникам и пятницам сюда рынок приезжает. Руковожу.
— А не было мысли на время карантина уехать на малую родину?
— Два человека из диаспоры уехали. Но в основном было принято решение, что остаемся работать на местах. В том числе и по медицинским показателям. Из Ингушетии пусть пока люди не приезжают в Костромскую область и мы туда не едем.
— Откровенно говоря, санитарная обстановка в Ингушетии оставляет желать лучшего. Туда отправлены лучшие московские медики. И эта помощь, уверен, кардинально повернет ситуацию.
— Я тоже в это верю.
— Как вы пришли к сегодняшней должности?
— Полномочным представителем республики Ингушетия в Костромской области работаю с 2015-го года. А руководителем общественной организации стал в 2013 году. Был конкурс. Восемь человек. Победил я. Участвовали не только костромичи, но и жители Москвы, Подмосковья, Ингушетии, но глава республики Юнус-Бек Евкуров так решил.
— Он ведь генерал-легенда! Золотую звезду Героя получил за взятие аэропорта в Приштине, что не позволило НАТО перебросить войска в Косово. А сколько других боевых наград! Вы с ним часто встречались?
— С Юнус-Беком Баматгиреевичем не только встречались, но и приглашали его в Кострому. Провели дни культуры республики Ингушетия в Костромской области. Это было в 2015 году. Так же был ответный визит делегации во главе с нашим губернатором Сергеем Константиновичем Ситниковым в Ингушетию. Там костромичи показали свои возможности. По итогам этих встреч было подписано соглашение о культурном, экономическом, научно-техническом взаимодействии.
— Что конкретно, не побоюсь этого слова — какую выгоду могут получить земляки из нашей дружбы?
— Я предложил двум руководителям предоставить площадку для сельхозпродуктов из Ингушетии. И она была предоставлена. А костромичи представили в Ингушетии продукты лесной переработки.
— Какими фруктами славится южная республика?
— Мы два года обеспечиваем костромские детские сады, школы, интернаты яблоками. По низкой цене. А так же очень много в костромской регион поступает зерновых на фабрики.
— Сейчас Евкуров, став заместителем министра обороны, республикой не руководит.
— Да. Но связи у нас сохранились. Собирались перед его отставкой. Даже есть фотографии той встречи. Костромская земля ему близка. Он же здесь служил в десантном полку. И с нашим губернатором у них теплые отношения.
— С нынешним главой Ингушетии выстроены отношения?
— Все нормально. Махмуд-Али Калиматов интересуется, работаем. Я ему тоже приглашение посылал, но в связи с коронавирусом встреча не получилась. Будем надеяться на лучшее. Что приедет не только глава республики, но и полпреды из других регионов.
— Вы общаетесь с представителем Чеченской республики Асланом Юсуповым?
— Конечно общаемся, дружим. Вместе справляем праздники, отмечаем памятные даты. Например, депортацию наших братских народов.
— Махмуд Махтиевич, лично вашу семью насколько глубоко коснулись те несправедливые события 1944 года?
— (После паузы.) Родственников? Депортированы были все! Я сам родился в Казахстане. Это очень серьезный, очень болезненный для нас вопрос. Мой отец-фронтовик был командиром взвода, дяди воевали. И даже их, когда чувствовалось приближение Победы, отзывали с фронта и отсылали в дальние регионы. На лесопереработку и другие тяжелые работы. Таким порядком к нам в Костромскую область попало 86 человек. И местное население им помогало питанием, одеждой, улучшением жилья. Помогали искать и соединять семьи.
— Сколько всего сейчас ингушей в костромской диаспоре?
— Когда открывали диаспору, было около пятисот человек. Видите... Местные порой уезжают кто в Москву, кто куда. Сегодня примерно 350 человек проживают здесь.
— Как вам самому Кострома?
— Красивый старинный город. О людях, о их доброте, дружелюбии уже говорил. Костромская область для ингушей — один из лучших регионов. Потому что в 60-70 года мы сюда приезжали получать высшее сельскохозяйственное и техническое образование. Это отличное образование. Многие из нас впоследствии возглавили колхозы, совхозы, другие предприятия. Те, кто вернулись на родину, возглавили в Ингушетии департаменты и даже министерства.
— Недавно у вас закончился один праздник. Религиозный. И вот, наступает государственный — День образования республики. Что будет на столе? Хотя бы одно самое-самое...
— (Улыбается.) Мясо с галушками любим. Какое? Баранину, говядину, индейку. Лишь бы все свежее было. Лепешки с сыром всегда пекутся. Если подробные рецепты нужны... Готовят у нас женщины. Могу дать телефон.
Дмитрий Тишинков.